МБОУСОШ№12г Смоленск Класс Охраны зрения

Особенности работы в классах Охраны зрения (Основные направления работы).

09 октября [ср]

 ТЕМА:Особенности работы в классах Охраны зрения (Основные направления работы).

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным ученых удельный вес здоровых детей в в общеобразовательных учреждениях составляет 25 -30 % от общего числа обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 – 15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Вывод подавляющего большинства исследователей и медицинских работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, качество здоровья подрастающего поколения ухудшается, нужны кардинальные государственные меры по охране и укреплению здоровья.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Для сравнения в США средние показатели- 18%; в Германии- 13 %; в Польше- 21 %.

Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается, степень близорукости прогрессирует. Поэтому охрана зрения должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений от объема и учебной нагрузки. Это связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Именно это подтолкнуло к решению данной проблемы в условиях города и района.

На первом этапе данная работа предполагала создание классов Охраны зрения на базе МОУСОШ  № 12 для работы с детьми имеющими нарушение зрения.

Начиная с 2003 года , на базе школы работают классы охраны зрения, в которых:

· обучается – около 50 человек детей;

· работает - 4 педагогов прошедших специальную подготовку ;

· 1 педагог-дефектолог;

· 1 психолог.

· 2 логопеда

Занятия  с учащимися построены так, что полностью реализуют принцип коррекционной направленности обучения, охраны зрения, конкретизированы пути и средства коррекции недостатков сенсорного умственного и речевого развития детей с нарушением зрения.

Для учеников этих классов проводятся специальные мероприятия:

· Учителя – предметники и классные руководители прошли курсы по применению здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе

· Строго соблюдаются СанПиН (6 дневная учебная неделя, правильный подбор школьной мебели, , витаминизированное питание, завтраки и обеды за счет внебюджетных средств)

· Обучение ведется по общеобразовательной программе «Школа России». После окончания начальной школы дети продолжают обучение в классах Охраны зрения в среднем и старшем звене  наравне с остальными учащимися.

· Наполнение классов от 8 до 12 человек.

· Зрительный режим, зрительная гимнастика

· Рациональная физическая нагрузка (присутствие на уроках физкультуры медицинской сестры, подбор индивидуального комплекса упражнений для каждого ребенка в зависимости от диагноза)

· Домашние занятия (упражнения) для улучшения аккомодации

· Медицинское сопровождение врача-офтальмолога .

Для учеников и родителей постоянно действует лекторий, дающий информацию по темам «Дети и телевизор», «Как правильно сидеть за компьютером», «Какие элементы питания важны для зрения», « Витамины – эликсир жизни», «Как правильно ухаживать за очками», «Как нужно предупреждать близорукость».

С учащимися проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию и улучшение состояния функций зрительного анализатора.

· Посадка детей по рядам в зависимости от диагноза

· Ежедневный контроль со стороны медсестры за осанкой

· Ежедневное проведение физкультминуток и зрительных разгрузок на уроках в зависимости от вида занятий, этапа урока и времени проведения урока.

· По показаниям врача проведение лечения с помощью стекол методом Волкова; занятия с меткой на стекле.

· Ежедневная проверка остроты зрения, осмотр органа зрения, оптическая коррекция зрения.

· Посещение детьми кружков эстетической направленности (хореографического, вокального, шумовых музыкальных инструментов, рисования)

Основная цель деятельности стоящая перед работающими в классах охраны зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и младшего школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, строят его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе.

 Важным принципом организации коррекционно- педагогического и образовательного процесса в нашей школе является создание офтальмологических условий в классных комнатах и лечебном  кабинете и создания специального распорядка жизни , лечения, воспитания и обучения с учетом способностей и возможностей ребенка. В школе организован кабинет охраны зрения — единственный в районе . Дети с ослабленным зрением находятся под контролем врача-офтальмолога, получают здесь все необходимые коррекционные процедуры. Учитель-дефектолог работает с детьми по технологии В.Ф. Базарного в подгруппах и индивидуально.

Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей МБОУ №12  является система жизненной активности ребенка, включающая специализированные знания по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. С детьми работает педагог-дефектолог по формированию сенсорного, зрительного, осязательного, слухового восприятия , ориентировки в пространстве, социальной адаптации детей. С детьми, имеющими речевую патологию, работают учителя –логопеды проводящие коррекционную работу.

В результате проведенного ортоптического лечения школьников в классах охраны зрения, индивидуальных и групповых занятий с детьми тифлопедагога , применения здоровье сберегающих технологий на уроках наблюдается значительное улучшение состояния зрения детей.

Можно сделать вывод, что направление работы школы по созданию классов охраны зрения, плановой работе по коррекции зрения, и профилактическому сопровождению офтальмологической службой учебного процесса, выбрано правильно.

Литература:

1. М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» М.: Педагогический университет «Первое сентября» ,2006.

2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.