МБОУСОШ№12г Смоленск Класс Охраны зрения
Особенности работы в классах Охраны зрения (Основные направления работы).
09 октября [чт]
ТЕМА:Особенности работы в классах Охраны зрения (Основные направления работы). Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным ученых удельный вес здоровых детей в в общеобразовательных учреждениях составляет 25 -30 % от общего числа обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 – 15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Вывод подавляющего большинства исследователей и медицинских работников однозначен: современная система охраны материнства и детства находится в кризисе, качество здоровья подрастающего поколения ухудшается, нужны кардинальные государственные меры по охране и укреплению здоровья. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Для сравнения в США средние показатели- 18%; в Германии- 13 %; в Польше- 21 %. Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается, степень близорукости прогрессирует. Поэтому охрана зрения должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений от объема и учебной нагрузки. Это связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Именно это подтолкнуло к решению данной проблемы в условиях города и района. На первом этапе данная работа предполагала создание классов Охраны зрения на базе МОУСОШ № 12 для работы с детьми имеющими нарушение зрения. Начиная с 2003 года , на базе школы работают классы охраны зрения, в которых: · обучается – около 50 человек детей; · работает - 4 педагогов прошедших специальную подготовку ; · 1 педагог-дефектолог; · 1 психолог. · 2 логопеда Занятия с учащимися построены так, что полностью реализуют принцип коррекционной направленности обучения, охраны зрения, конкретизированы пути и средства коррекции недостатков сенсорного умственного и речевого развития детей с нарушением зрения. Для учеников этих классов проводятся специальные мероприятия: · Учителя – предметники и классные руководители прошли курсы по применению здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе · Строго соблюдаются СанПиН (6 дневная учебная неделя, правильный подбор школьной мебели, , витаминизированное питание, завтраки и обеды за счет внебюджетных средств) · Обучение ведется по общеобразовательной программе «Школа России». После окончания начальной школы дети продолжают обучение в классах Охраны зрения в среднем и старшем звене наравне с остальными учащимися. · Наполнение классов от 8 до 12 человек. · Зрительный режим, зрительная гимнастика · Рациональная физическая нагрузка (присутствие на уроках физкультуры медицинской сестры, подбор индивидуального комплекса упражнений для каждого ребенка в зависимости от диагноза) · Домашние занятия (упражнения) для улучшения аккомодации · Медицинское сопровождение врача-офтальмолога . Для учеников и родителей постоянно действует лекторий, дающий информацию по темам «Дети и телевизор», «Как правильно сидеть за компьютером», «Какие элементы питания важны для зрения», « Витамины – эликсир жизни», «Как правильно ухаживать за очками», «Как нужно предупреждать близорукость». С учащимися проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию и улучшение состояния функций зрительного анализатора. · Посадка детей по рядам в зависимости от диагноза · Ежедневный контроль со стороны медсестры за осанкой · Ежедневное проведение физкультминуток и зрительных разгрузок на уроках в зависимости от вида занятий, этапа урока и времени проведения урока. · По показаниям врача проведение лечения с помощью стекол методом Волкова; занятия с меткой на стекле. · Ежедневная проверка остроты зрения, осмотр органа зрения, оптическая коррекция зрения. · Посещение детьми кружков эстетической направленности (хореографического, вокального, шумовых музыкальных инструментов, рисования) Основная цель деятельности стоящая перед работающими в классах охраны зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и младшего школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольного учреждения и начальной школы в целостный педагогический процесс, строят его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно – развивающей основе. Важным принципом организации коррекционно- педагогического и образовательного процесса в нашей школе является создание офтальмологических условий в классных комнатах и лечебном кабинете и создания специального распорядка жизни , лечения, воспитания и обучения с учетом способностей и возможностей ребенка. В школе организован кабинет охраны зрения — единственный в районе . Дети с ослабленным зрением находятся под контролем врача-офтальмолога, получают здесь все необходимые коррекционные процедуры. Учитель-дефектолог работает с детьми по технологии В.Ф. Базарного в подгруппах и индивидуально. Обязательным коррекционным требованием распорядка жизни детей МБОУ №12 является система жизненной активности ребенка, включающая специализированные знания по лечебной физкультуре, ритмике, ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. С детьми работает педагог-дефектолог по формированию сенсорного, зрительного, осязательного, слухового восприятия , ориентировки в пространстве, социальной адаптации детей. С детьми, имеющими речевую патологию, работают учителя –логопеды проводящие коррекционную работу. В результате проведенного ортоптического лечения школьников в классах охраны зрения, индивидуальных и групповых занятий с детьми тифлопедагога , применения здоровье сберегающих технологий на уроках наблюдается значительное улучшение состояния зрения детей. Можно сделать вывод, что направление работы школы по созданию классов охраны зрения, плановой работе по коррекции зрения, и профилактическому сопровождению офтальмологической службой учебного процесса, выбрано правильно. Литература: 1. М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, В.Н. Безобразова «Здоровьесберегающая школа» М.: Педагогический университет «Первое сентября» ,2006. 2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.